Троицкая и Южноуральская епархия

Русская Православная Церковь (Московский патриархат)

Официальный сайт

По благословению епископа Троицкого и Южноуральского Григория

Вопросы священнику

Задайте свой вопрос

Надежда спрашивает:

Добрый день! Поначалу меня немного беспокоил вопрос о плате за Таинство Крещения, потом и за требы, я в определённых случаях (не исключая собственной молитвы к Богу) заказывала их онлайн. Но недавно прочитав "Торговля в храме" М.Питницкого и прочитав доклад Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы (15 декабря 2004 г.) снова смутилась. Как следует из доклада: " Сегодняшняя практика «церковной торговли» возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение «исполнительного органа», чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка «торговать» требами осталась." "А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием." Мф. 21:12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей," Соответственно Он считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте (см. Мф. 10:8). Теперь мне не даёт покоя мысль о том, что я исходя из вышесказанного "покупающая". О том, что Церкви и её служителям нужны деньги для разных нужд - это понятно, но не должны быть "прейскуранты", не так ли? Да поможет нам Господь всё правильно разуметь!

Отвечает священник:

Добрый день, Надежда. Вопросы оплаты в храмах чаще всего волнуют (и возмущают) тех, кто не ведет жизнь воцерковленного христианина, а приходят в храм несколько раз в год на большие праздники, Рождество Христово, Пасху с ожиданиями от Церкви что-то получить – освятить, прочитать записки, взять святую воду и т.д.
Они чаще всего и упрекают священников словами Христа о том, что в храме не должно быть торговли (совсем не задумываясь о том, при каких обстоятельствах Господь наш сказал это, что такое Иерусалимский храм, из которого Он выгнал продающих жертвенных животных и голубей (и покупающих их), выгнал меновщиков - римские деньги в то время были запрещены в храме, так как на них изображались император и языческие боги, и менялы нарушали закон).
Но при этом никто не вспоминает о том, что в Церкви в те времена существовала десятина, и все священники – левиты - жили именно на неё (евреи отдавали священникам десятую часть своих доходов, плодов земных и т.д). Иных источников дохода у служителей храма не было. Сейчас зарплату священникам также платит храм, как и зарплату служащим в нем (певчим, просфорницам). Да, деньги это небольшие – всё зависит от пожертвований прихожан. Десятин от прихожан никто не требует, но верующие люди, которые регулярно посещают храм, понимают, что для совершения Богослужений и Таинств нужны материальные вещи, имеющие свою цену – масло, вино, мука для просфор, теплая вода для крещения и т.д. А это и расходы на электричество и теплоносители.
Слово Божие призывает нас делиться: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Послание Галатам, 6:6). Жертвенность – это плод отношений с Богом, так было всегда. И нам чаще нужно задумываться об этом, приходя в храм. Господь видит сердце каждого человека и воздает за каждую жертву, ни одна их них не остается отмеченной милостью с Небес.
Надежда, добавлю также, что никто не откажет в крещении, отпевании если у человека нет на это денег. Надо просто подойти к священнику и объяснить ситуацию.
Деньги, что оставляют верующие в храме – это их жертва на храм, своего рода десятина – помощь в содержании храма и его служителей. Рекомендуемые суммы пожертвования за требы и Таинства озвучиваются в церковной лавке.
Помощи Божией.

Елена спрашивает:

Здравствуйте, мы хотим в сентябре венчаться в вашем храме. Как это сделать? И вообще венчают у вас ?

Ответ епархии:

Добрый день, Елена. Из вопроса не понятно, в каком конкретно храме вы хотите совершить Таинство венчания. В Троицкой епархии более 60 храмов, все они указаны в разделе "Храмы и монастыри" на этом же сайте. Кликнув на название храма, вы сможете узнать адрес, телефон и обратиться непосредственно в храм.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте уважаемые отцы. Хотел точнее сформулировать прошлый вопрос.Если человек по каким то своим причинам , формально крестился.В церковь не ходит не кается,не причащается,т.е не живёт как воцерковлённый.Неужели наши записки на проскомидии за таких христиан,живых или усопших,будут полезны им.И будет ли полезно это подающим записки,и вынимающим частички.Ведь Бог никого насильно к вере не понуждает.А мы просим омыть души таких христиан Его Святой кровью.С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Напомним слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, можно ли отпевать усопших - крещеных, но не воцерковленных: «Правильно поступают те, кто совершает отпевание крещеных, но не верующих людей. Потому что тайна человеческой души известна только Богу. Мы не знаем, что в последние моменты жизни переживал неверующий человек — какие мысли и какие чувства. Но даже если он не переживал никаких религиозных мыслей и никаких чувств, то, будучи крещеным, он оставался членом Церкви. Плохим членом Церкви? Так тем более Церковь должна помолиться о нем, чтобы Господь простил грехи и любовью Своей покрыл отсутствие веры, неизвестно по каким причинам и обстоятельствам существовавшее в жизни этого человека. Вот почему Церковь никогда не спрашивает у родственников усопшего: «А ходил ли почивший в храм? Постился ли он? Исполнял ли он какие-то другие предписания?» Церковь спрашивает только об одном: это был человек крещеный или некрещеный? И если он был крещеным, то Церковь торжественно провожает его в путь всея земли, с надеждой на милость Божию».
Да, к сожалению, сейчас очень много людей, которые были крещены, но не воцерковлены. Церковь ни в коем случае не отталкивает их ни при жизни, ни, тем более, после смерти. И главное в этом одно – на всё воля Божия, и каждого члена Церкви - каждого крещеного человека Господь ведет ко спасению одними Ему известными путями. Наше дело – молиться. А Тот, кто принимает нашу жертву – Господь Бог наш, Сам волен её принять или не принять. С нашей стороны мы должны сделать все, чтобы привести такого человека к Богу. Молитва может спасти, не забывайте об этом. Поэтому дело каждого члена Церкви - молится друг за друга. Прихожане нередко рассказывали, что когда начинали подавать сорокоуст за своих невоцерковленных родственников и молиться за них, так те менялись к лучшему.
Блаженный Августин Иппонийский писал по этому поводу: «За весьма добрых они (частички, вынутые на проскомидии) служат благодарением, для не совсем дурных – служат очищением от грехов, и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но зато служат утешением для живых». Церковь издревле воспринимала практику поминания на проскомидии тех, кто был крещен, но не просвещен. Эта практика была и на святой Руси в дореволюционные времена. Сейчас есть такие священники, которые отказываются это делать. Но на всё, повторю, воля Божия, и мы, ничтоже сумняшеся (то есть, нисколько не сомневаясь) молимся за всех крещеных христиан.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте уважаемые отцы. У меня такой вопрос. Можно ли помещать в храме икону некананизированному подвижнику? И вообще даже писать её? С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Нет, в православных храмах иконы неканонизированным подвижникам не размещаются. Икона – это есть образ святого. Поэтому когда человек прославляется Церковью, тогда и благословляется писать его образ. Бывают случаи, когда иконы появляются раньше прославления. Так, в нашей Челябинской области в народе существуют иконы почитаемой праведницы Евдокии Чудиновской, материалы для канонизации которой готовятся. Но в храмах до канонизации эти иконы находиться не могут. В домашних молитвах мы можем просить молитв неканонизированных подвижников – ведь мы просим молитв у живых православных христиан, поэтому тем более можем просить у тех, чья праведность жизни была угодна Богу и он может ходатайствовать за нас после смерти. Надо терпеливо ожидать милости Божией и канонизации святого, а пока для почитания не канонизированных праведников можете заказывать поминовения на Литургии (в записках об упокоении) и панихиде.

Анастасия спрашивает:

Здравствуйте, ответьте пожалуйста, намеренный отказ от лечения онкологии, является самоубийством ? Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Анастасия. Отказ от лечения нельзя назвать самоубийством, потому что мы не знаем, к чему этот отказ приведет. Известны и чудесные случаи исцелений по воле Божией и молитвам ближних. Самоубийством для больного будет какое-либо активное действие – прием умертвляющих лекарств, смертельная доза инъекции и тому подобное. То есть, если больной человек хочет немедленной смерти и отказывается от лечения именно с этой целью. Это будет большим грехом. А если причиной отказа от лечения служит страх (перед операцией, длительной терапией), отсутствие средств на лечение, нежелание обременять близких, депрессивное состояние - то тут надо каждый случай рассматривать индивидуально, постараться понять и по возможности помочь. Так же надо иметь ввиду, что лечение онкологии иногда имеет такие формы, которые приводят к еще большему страданию человека. Если лечение доставляет большие мучения и не приводит к выздоровлению, то можно и отказаться от него.
В любом случае для больного человека очень важна молитва, посещение храма, участие в Таинствах покаяния и причащения. Беседы со священником могут помочь сделать правильный выбор – в плане лечения и духовного, и физического, так как в человеке всё взаимосвязано. Священник, как и врач, может привести больного к осознанию необходимости лечения, но не заставлять это делать. Помощи Божией.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте уважаемые отцы. Скажите Ваше мнение о подаче записок на проскомидии о живых и усопших. В церковных лавках обычно говорят,что если крещён,то можно подовать.
Действительно ли такое условие для подачи записок. Простите меня. С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Добрый день, Владимир. Да, в записках, подаваемых для поминания на проскомиии, во всех храмах и монастырях Русской Православной Церкви пишут имена только тех, кто крещен. Через Таинство крещения человек входит в Церковь, становится её членом, и Церковь соборно молится за него. В давние времена некрещеным людям было даже запрещено присутствовать на Литургии верных. И сейчас в чине совершения Литургии это осталось как памятование: когда начинается Литургия верных, раздается возглас: «Оглашенные изыдите!» ( то есть, некрещеные, кто только готовится ко крещению – выйдите из храма!). В Литургии верных и Таинстве Евхаристии (причащения) могут принимать участие только верные (крещеные). И поминает на литургии Церковь только имена верных. За каждое имя, написанное в записках, в алтаре вынимается частичка просфоры, которая затем омывается Кровью Христовой – во оставление грехов. Можно сказать, что на литургии вся Церковь – те люди, которые крещены и уверовали во Христа (и живые, и усопшие), собираются вокруг Него в виде частичек на дискосе. Церковь – это и есть люди, крещеные во Христа. Если человек не принял Христа в своей жизни, не крестился – это его личный выбор, который мы должны принять, как принял Господь, дав человеку свободную волю. Вы можете молится в домашней молитве за вразумление некрещеного человека – чтобы Господь наставил его, вразумил, привел ко Крещению, привел в Свою Церковь. За некрещеных можно молится в домашних молитвах, на молебнах, подавать милостыню за усопшего некрещенного человека, ставить свечи – но поминать на проскомидии и подавать записки нельзя. Помогай Господь.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте. Скажите Ваше мнение на такой вопрос. Можно ли в повседневных делах узнавать Божию волю через жребий.С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Как следует из Священного Писания, в библейские времена жребий часто использовался для определения воли Божией. Но там было главное: сам Господь повелевал человеку бросать жребий, и в этом проявлялась Его Премудрость. Так, Господь по жребию повелел разделить между коленами Израильскими землю Обетованную, с помощью жребия при царе Давиде распределялись череды служения священников и левитов и т.д.
Поэтому необходимо видеть принципиальную разницу между жребием в определяющих событиях для жизни Церкви, когда люди не могли полагаться только на свою волю (как было и при избрании апостола Матфия в число 12-ти после предательства Иуды, и в случаях избрания по жребию Патриархов), или жребия в бытовых вопросах, основанных на свободном выборе человека. Это вещи абсолютно разные.
В повседневных делах брошенный жребий не будет иметь никакого отношения к воле Божией. Потому что, во-первых, варианты решения вопроса определяет сам человек, и эти варианты могут совсем не соответствовать воле Божией – у Господа может быть в этом деле абсолютно свой Промысел, свой вариант, о котором человек и не догадывается.
Во-вторых, человек с помощью жребия хочет узнать волю Божию здесь и сейчас. То есть, делая жребий, человек сам устанавливает временные рамки для узнавания воли Божией. А так не бывает. Все духовные люди с большим трепетом, молитвой и терпением ожидали Божьего ответа, который приходил в определенное, неизвестное человеку время.
Бросать жребий в повседневных делах – это воля человека, или, иначе говоря, своеволие, то есть грех. И действо это очень близко к язычеству, когда с помощью гадания, вопросов к нечистым духам, человек пытается определить будущее.
Зададим ваш вопрос по-другому: почему же мы не можем распознать волю Божию в принятии тех или иных решений? А тут ответ очень прост: потому что не исполняем волю Божию, которая нам известна и выражена в Священном Писании через заповеди. Ведь в случае исполнения заповедей жизнь человека максимально сообразуется с волей Божьей, а если так, то Божия воля становится понятной и во второстепенных, житейских, вопросах. На примере святых и благочестивых людей мы знаем, что истинно верующему человеку Господь приоткрывает некие тайны, до которых человек не может прийти путем рассуждения. К таким людям мы идем за духовным советом.
Для нас главное - самим не совершать поступки, которые противоречат воле Божией, выраженной в Заповедях. И даже если в том или ином житейском вопросе наш выбор окажется не совсем совершенным - ничего страшного, Бог и это обратит во благо, исправит, ценя то, что человек поступал по совести, с рассуждением, молитвой и согласовывал свой выбор с заповедями Христа.
Помощи Божией!

Марина спрашивает:

Здравствуйте! Как можно заказать молебен, панихиду во время изоляции по коронавирусу? Спасибо.

Отвечает священник:

Христос Воскресе! Марина, заказать требы и подать записки в условиях самоизоляции можно через сайт или группу Вконтакте храма, в который вы хотите обратиться. Сейчас практически все храмы ввели такую услугу. Помощи Божией.

людмила спрашивает:

Здравствуйте!Год со дня смерти мужа 27 апреля 2020 года выпадает на понедельник.Можно ли провести поминальный обед в первое воскресение после Пасхи Христовой т.е 26 апреля 2020 года ? Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Людмила. На Пасху и во всю Светлую Седмицу (первую Пасхальную неделю), ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды, и даже отпевания совершаются по особому Пасхальному чину. А для того, чтобы помянуть усопших близких и разделить с ними торжество Воскресения Христова, то через 9 дней после Пасхи, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу (Радоница - от слова радость, ведь праздник Пасхи продолжается). В 2020 году Радоница будет 28 апреля. В этот день вы и можете помянуть мужа, особенно в церкви (нашим усопшим больше всего нужна молитва), а до Радоницы поминальных мероприятий проводить не стоит.
По церковному уставу поминовение усопших в храмах начинается после Фоминой недели, с понедельника (в этом году - с 27 апреля). Помните, что Пасха — это время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью, поэтому грусть, которой сопровождается поминовение усопших, в светлые пасхальные дни неуместна. Если у вас нет возможности устроить поминальный обед в Радоницу (так как это рабочий день), то можно сделать его в следующие выходные после Радоницы, а в сам праздник Радоницы 28 апреля по-возможности обязательно посетить храм и кладбище, как это делают православные христиане. Не случайно в народе Радоницу называют Пасхой для усопших. Помощи Божией.

Галина спрашивает:

Здравствуйте. У меня два вопроса. Обязательно ли брать благословение у батюшки на пост и его послабление. Второй такой : подаем мы записки на обедню , молебен, панихиду, на чтение псалтыри, можно ли это отнести к милостыне. Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина. Благословение на Великий пост брать не обязательно – накануне, в Прощеное воскресенье, в храмах читаются особые коленопреклоненные молитвы на Великий пост, в которых православные христиане и призываются к соблюдению поста и покаянию. Но если у вас есть духовник, можете благословиться у него, чтобы получить добрые назидания. Меру телесного поста каждый человек определяет для себя сам – в зависимости от своего духового и физического состояния. Благословение на послабление (то есть, на нарушение) поста не дается – разве может священник благословить на грех? А нарушение поста для православного христианина – это грех, в котором нужно каяться. Проще сказать – это значит, что человек по своей воле упускает благоприятное время стать ближе к Богу, исправиться.
Поститься не получается чаще всего у того, кто не понимает главного смысла поста – а он в том, чтобы постараться избавиться от своих грехов, стать добрее, примириться со всеми ближними. Для того человека, кто видит свои грехи, пост не в тягость, а в радость – человек следит за своей душой, чаще посещает храм, приносит покаяние, и воздержание от пищи в этом является большим помощником. Ведь пост – это своего рода возвращение к райской жизни, в Раю первые люди не вкушали ничего, кроме травной пищи, и даже не знали, что такое мясо, зато постоянно пребывали в общении с Богом и были счастливы.
Но если у человека есть причины, которые не позволяют соблюдать пищевой пост – например, болезнь, беременность, тяжелый физический труд – то нужно придерживаться показаний врачей, ослабить пост или не поститься совсем – чтобы пост не приносил вреда здоровью.
Каждый человек делает свой выбор в христианской жизни, в том числе – соблюдать или нет пост, и несет за это ответственность сам, а никак не священник. А когда человек пытается испросить благословения на нарушение поста, он в этом перекладывает свою ответственность на священника - мол, батюшка мне разрешил, и я теперь могу есть то, от чего не могу отказаться, да еще и говорить всем, что ем по благословению. Нет, так не бывает, мера поста перед Богом – только ваш личный выбор. Не забывайте, что Господь видит ваше сердце, Он знает все намерения и причины, по которым человек хочет нарушить пост. И главный итог поста – ощутить, что мы стали хоть немного лучше, что изменились со времени прошлого поста, сделали очередной шаг к Богу, убили в себе вредную привычку или иной грех. И еще раз повторю, что пищевой пост очень помогает очищению души.
Что касается вашего второго вопроса, то записки – это наша молитва о человеке. Молитвенная поддержка всем нам очень необходима, молиться друг за друга призывает сам Христос. А милостыня - это наши добрые дела, помощь и любовь к ближнему, через которую проявляется любовь к Богу. Она может выражаться и в деньгах, и вещах, и в пище. Святые отцы говорили, что пост, милостыня и молитва – три добродетели, способствующие нашему спасению. Особенно в молитве и милостыне нуждаются наши усопшие близкие, которые уже сами не могут творить добрых дел, а мы своей милостью в их память можем облегчить их загробную участь.
Конечно, молитва тоже может быть милостыней – духовной, но Христос чаще говорил о милостыне, именно как о материальном проявлении любви к ближнему. И именно милостыню Господь Иисус Христос ставит одним из главных критериев вхождения в Царствие Божие. Господь говорит: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? - Господь на это ответил: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Так что, творя молитву, да не будем забывать о милостыне и добрых делах! Помощи Божией!

Владимир спрашивает:

Скажите пожайлуста Ваше мнение о лекциях С.М. Масленикова ,, Аскеика для мирян "Можно ли их слушать? С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир! Издательский Совет Русской Православной Церкви еще в 2015 году отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запретил их к распространению. Все сказанное о книгах С.М. Масленникова относится и к его лекциям. Этим выражена позиция Православной Церкви к творчеству Масленникова, как к пагубному для людей. Эксперты Издательского Совета отмечают, что запретные меры вызваны не отдельными ошибочными мнениями или неточностями в словах Масленникова, а в целом неверной системой его взглядов на христианскую жизнь. Однако, насколько известно, Масленников вопреки мнению Церкви не прекратил свою деятельность , продолжает продвигать свои личные мысли и искать себе сторонников. Чаще всего в их число попадают люди, недавно пришедшие в Церковь или маловоцерковленные. В частности, если говорить об «Аскетике для мирян», то эти лекции несут ошибки как раз в представлении об аскетических основах. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, нездорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик. Поэтому не стоит обращаться к его творчеству, тем более в дни Великого поста. Следует больше читать настоящей духовной литературы, творений святых отцов , Священное Писание, в которых содержатся все ответы на вопросы духовной жизни. Помощи Божией!

Евгения спрашивает:

Здравствуйте! Как правильно читать феотокарион Никодима Святогорца?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Евгения. В этой книге (Феотокарион) собраны каноны Божией Матери, читаемые ежедневно на повечерии. Они составляют особую богослужебную книгу – Богородичник (в переводе с греческого - Феотокарион). В Богородичнике помимо самих канонов Божией Матери (их 56 – на каждый день недели для восьми гласов), указаны чины малого повечерия, во время которого должны петься эти каноны. Феотокарион, собранный Никодимом Святогорцем, часто называют «Новым Богородичником». Преподобный Никодим Святогорец составлял его по принципу традиционного Богородичника, то есть 56 канонов распределены по гласам и дням недели, но с добавлением стихир (вероятно, собственного сочинения), и еще шесть канонов составляют приложение – всего в Феотокарионе Никодима Святогорца 62 канона. Если вы хотите включить каноны Богородицы в келейное домашнее правило – то в самом Богородичнике (как и в «Новом Богородичнике прп. Никодима Святогорца), указано, какому дню недели какой глас соответствует и какие каноны следует читать в этот день. Помощи Божией!

Галина спрашивает:

Здравствуйте.Есть выражение..." ты не в духе"Имеется в виду плохое настроение. А вот не грешно ли говорить так, упоминая дух.Протестанты против такого выражения, а что говорит православие об этом?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина. В русском языке очень много устойчивых выражений, в которых упоминается дух, например - «собраться с духом», «пасть духом», «испустить дух», «перевести дух», «подъем духа», «не хватает духа», «злой дух», «дух века», «здоровый дух», «русский дух», «как на духу», «быть не в духе» и т.д. Эти выражения встречаются и в разговорной речи, и в классической русской литературе. Слово «дух» в русском языке имеет не одно значение – так обозначают и дыхание, и воздух, и духовную составляющую человека (как синоним души). Именно часть человека - тут не идет речь о Боге и Святом Духе. И употребляем мы слово «дух» очень часто, даже не задумываясь. Ничего греховного в этом нет. Есть выражение – «быть в духе», то есть быть сводным от волнений, переживаний, быть в согласии с собой и окружающим миром. «Быть не в духе» - значит потерять это согласие. Само по себе это состояние, когда человек не в духе – греховное, так как порождает раздражение, гнев, ропот и прочие негативные эмоции. А вот чтобы вернуть внутреннее согласие, обрести духовную радость, необходимо прибегнуть к Богу и Его всесильной благодати – через покаяние. Православная Церковь всегда призывает человека расти духовно, возрастать духом. Потому что духовность – это и есть мера приближения человека к Богу. Насколько человек духовен, настолько он ближе к Богу, настолько причастен к Духу Святому. Добавим еще, что учения протестантских церквей о Святом Духе отличаются от истинного учения Православной Церкви и нашей веры, не следует их слушать. Помощи Божией!

Евгения спрашивает:

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, определить святых Покровителей моих детей: Никита 03.07
2000, Никита 25.01.2007, Любовь 25.04.2000, Анна (Яна) 29.06.11. Спасибо

Отвечает священник:

Евгения, добрый день! Все просто: откройте православный календарь (или святцы) и посмотрите имена святых: святым покровителем человека принято считать святого с этим именем, следующего после дня рождения. Кроме того, в Свидетельство о крещении в храмах вписывают, в честь какого святого наречен человек в Таинстве крещения, или же ставится День ангела. Эти графы есть в Свидетельстве о крещении и они заполняются регистратором в церковной лавке. Помощи Божией!

Виктория спрашивает:

Благословите, батюшка! Поздравляю с началом Рождественского Поста! В храм хожу, к сожалению, редко исповедуюсь и Причащаюсь. На службы хожу даже, когда не Причащаюсь на них, просто люблю службы. Мне 32 года, почти 33. Живу одна, очень хочу создать семью и родить детишек. Тяжело стала переживать одиночество, подруги все замужем, у них рождаются дети, а я всегда одна. В таком возрасте уже практически невозможно создать семью, но ведь Богу все возможно. Можно ли молиться еще и о создании семьи, помимо чтения Псалтири, в этот Рождественский Пост? Можно ли молиться Акафистами Николаю Чудотворцу в Рождественский Пост?

Отвечает священник:

Бог благословит, Виктория. Не нужно отчаиваться, семьи люди создают в любом возрасте, и после 30 лет, и после 40-ка – у всех жизненные обстоятельства складываются по разному, все пути управляет Бог. Главное – не лгать Господу, людям, никого не винить, жить по Заповедям Божиим, доверяя Богу свою земную жизнь. В пост ходить в храм нужно чаще, чаще прибегать к Таинствам исповеди и причащения. Молиться о создании семьи можно, читать акафист акафисты в Рождественский пост также можете. Помощи Божией.

Галина спрашивает:

Здравствуйте,батюшка. Хочу купить в храме "памятный кирпичик" в память и о упокоении души моей мамы. Мама была адвентистом седьмого дня. Могу ли я это сделать также и в память о свекре моем. Он при жизни своей не знал крещенный он был или нет, так и не сподобился сходить в церковь.Но частички за них выниматься не будут, а поминать за упокой как благотворителей - да.Или я не права?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина. Пожертвования на именные кирпичики принимаются за православных христиан. Имена тех, за кого приобретен кирпичик, заносятся в синодик и поминаются на литургии. Имена инославных поминаться в православном храме не могут. Ваша мама была адвентисткой седьмого дня – это был ее выбор и ее воля. У секты адвентистов совершенно иное таинство крещения, к православию отношения не имеющее. Они не признают крещение в православии и православных храмов. Поэтому адвентистов не поминают в православной церкви, и если ваша мама по каким-то причинам избрала эту веру, то вы должны принять мамин выбор как при её жизни (если вы не смогли это изменить, доказать ей истинность православия), так и по смерти, положившись на волю Божию. Ваша мама отказалась от истины православия, поэтому поминать ее по смерти в православной церкви будет неправильно и не душеполезно. К тому же адвентисты по своему вероучению отвергают молитвы за умерших, считают их бесполезными. Тоже самое касается и свекра. Вы пишите, что он не сподобился сходить в церковь - значит, не чувствовал в этом нужды, не чувствовал нужды в Боге. Молитесь за них домашними молитвами. Благотворитель (вносящий жертву на строительство храма) в данном случае – вы, а не ваша мама и свекор, которые ничего не сделали для этого храма и вряд ли бы сделали при жизни. За себя можете приобрести именной кирпичик, а за маму и свекра – подавать милостыню и молиться дома, надеясь на милосердие любящего Господа. Помощи Божией.

Владимир Пастернак спрашивает:

Здравствуйте. Как снять благословение церкви на супружескую жизнь? фактически не живем 3 год. официально в разводе.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир! В Церкви не существует понятия «развенчивания» и «снятия благословения с брака». Снисходя к немощи человеческой, Церковь при определенных допустимых условиях, которые привели к разводу, дает разрешение на вступление в новый брак, и, соответственно, на повторное венчание. То есть, если первый брак был венчанный, и супруги разошлись, нужно подойти в епархию и написать прошение на имя правящего архиерея, и им будет дано благословение на вступление во второй брак - в том случае, если один из супругов желает в этот второй брак вступить. В этом же разрешении на повторный брак (и повторное венчание) должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым. Если же ни один из супругов не собирается вступать в новые отношения, то такое благословение не дается. Вы должны понимать, что венчание - это Таинство Церкви, на супругов призывается благодать Святого Духа, и отменить Его действие - не в человеческих силах.

Евгений спрашивает:

Здравствуйте! Причинял любимому человеку много боли, обманывал, подводил. Недавно осознал вину. Чувствую, что должен искупить. Как я могу искупить свои грехи перед этим человеком? Спасибо!

Отвечает священник:

Добрый день, Евгений. В первую очередь вам нужно осознать, что вы согрешили перед Богом, нарушили Его заповеди. И поэтому нужно прийти в храм на исповедь, принести покаяние во всех грехах, которые вы совершили. При чистосердечном покаянии, которое основано на том, чтобы не повторять исповеданный грех, Господь всё прощает. А затем нужно пойти к тому человеку, которого вы обидели и также искренне попросить у него прощения за всё, дать понять (не только словами, но и делами), что вы хорошо осознали свои ошибки и больше их не повторите. Помощи Божией.

Николай спрашивает:

Здравствуйте, батюшка.Прошу Вашего совета. Дело вот в чем. моя мама тяжело болеет.Диабет в тяжелой форме, Не буду рассказывать о всех осложнениях этой болезни.Но вот уже на протяжении двух месяцев у нее напрочь отсутствует аппетит,а точнее, она практически ничего не ест.Категорически отказывается, прямо до истерики.Закрывает рот, или выплевывает.Воду пьет. Когда доведет меня до бешенства своими отказами, когда начинаю кричать на нее, тогда может кое-что проглотить. Вопрос мой такой: мне заставлять ее кушать, или оставить на ее волю и желание. Не заставлять - смотреть как она умирает голодной смертью? Заставлять- спокойно не могу, нет терпения. Мне, как сыну и христианину, как правильно поступить

Отвечает священник:

Здравствуйте, Николай. В этом случае вам надо консультироваться с врачами. При диабете обязательна диета - чтобы не поднимался сахар, держался допустимый уровень глюкозы в крови. Обычно лечебная диета для больных сахарным диабетом корректируется индивидуально, она является частью комплексного лечения этого тяжелого хронического заболевания. Специалистами оговаривается список продуктов, которые запрещены при диабете. Кричать на маму не надо, особенно как христианину, нужно быть терпеливым, а в грехе раздражения каяться. Объясните маме, что питание - тоже часть лечения, и давайте ей исключительно те продукты, которые рекомендованы врачом. При этом важно не превышать суточную норму калорий. Иначе можно просто усугубить ситуацию. Помощи Божией.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте. Хотел узнать Ваше мнение по такому вопросу. Можно ли читать в храме во время службы акафист не канонизированному святому?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. В храме во время службы читать вообще ничего не рекомендуется, кроме тех молитв, которые звучат в это время на богослужении. Православные христиане приходят в храм именно для этого – для общей молитвы, и само слово «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело», к которому призывает нас Господь. Молитва в храме совершается соборно, то есть духовенством и всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Святые отцы говорили, что одно «Господи помилуй!», сказанное в храме, равно ста молитвам дома, потому как благодатная сила молитвы одного человека многократно усиливается в храме в церковном собрании молящихся. Каждое богослужение исполнено глубокого смысла, поэтому, пребывая на нём, старайтесь молиться вместе со священниками, с прихожанами - теми молитвами, которые звучат в храме.
Также в храмах совершаются отдельные службы - молебны святым с акафистами, можете посещать их и молится. А акафисты еще не канонизированным угодникам Божиим при желании можете читать дома.