Троицкая и Южноуральская епархия

Русская Православная Церковь (Московский патриархат)

Официальный сайт

По благословению епископа Троицкого и Южноуральского Григория

Вопросы священнику

Задайте свой вопрос

Владимир Пастернак спрашивает:

Здравствуйте. Как снять благословение церкви на супружескую жизнь? фактически не живем 3 год. официально в разводе.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир! В Церкви не существует понятия «развенчивания» и «снятия благословения с брака». Снисходя к немощи человеческой, Церковь при определенных допустимых условиях, которые привели к разводу, дает разрешение на вступление в новый брак, и, соответственно, на повторное венчание. То есть, если первый брак был венчанный, и супруги разошлись, нужно подойти в епархию и написать прошение на имя правящего архиерея, и им будет дано благословение на вступление во второй брак - в том случае, если один из супругов желает в этот второй брак вступить. В этом же разрешении на повторный брак (и повторное венчание) должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым. Если же ни один из супругов не собирается вступать в новые отношения, то такое благословение не дается. Вы должны понимать, что венчание - это Таинство Церкви, на супругов призывается благодать Святого Духа, и отменить Его действие - не в человеческих силах.

Евгений спрашивает:

Здравствуйте! Причинял любимому человеку много боли, обманывал, подводил. Недавно осознал вину. Чувствую, что должен искупить. Как я могу искупить свои грехи перед этим человеком? Спасибо!

Отвечает священник:

Добрый день, Евгений. В первую очередь вам нужно осознать, что вы согрешили перед Богом, нарушили Его заповеди. И поэтому нужно прийти в храм на исповедь, принести покаяние во всех грехах, которые вы совершили. При чистосердечном покаянии, которое основано на том, чтобы не повторять исповеданный грех, Господь всё прощает. А затем нужно пойти к тому человеку, которого вы обидели и также искренне попросить у него прощения за всё, дать понять (не только словами, но и делами), что вы хорошо осознали свои ошибки и больше их не повторите. Помощи Божией.

Николай спрашивает:

Здравствуйте, батюшка.Прошу Вашего совета. Дело вот в чем. моя мама тяжело болеет.Диабет в тяжелой форме, Не буду рассказывать о всех осложнениях этой болезни.Но вот уже на протяжении двух месяцев у нее напрочь отсутствует аппетит,а точнее, она практически ничего не ест.Категорически отказывается, прямо до истерики.Закрывает рот, или выплевывает.Воду пьет. Когда доведет меня до бешенства своими отказами, когда начинаю кричать на нее, тогда может кое-что проглотить. Вопрос мой такой: мне заставлять ее кушать, или оставить на ее волю и желание. Не заставлять - смотреть как она умирает голодной смертью? Заставлять- спокойно не могу, нет терпения. Мне, как сыну и христианину, как правильно поступить

Отвечает священник:

Здравствуйте, Николай. В этом случае вам надо консультироваться с врачами. При диабете обязательна диета - чтобы не поднимался сахар, держался допустимый уровень глюкозы в крови. Обычно лечебная диета для больных сахарным диабетом корректируется индивидуально, она является частью комплексного лечения этого тяжелого хронического заболевания. Специалистами оговаривается список продуктов, которые запрещены при диабете. Кричать на маму не надо, особенно как христианину, нужно быть терпеливым, а в грехе раздражения каяться. Объясните маме, что питание - тоже часть лечения, и давайте ей исключительно те продукты, которые рекомендованы врачом. При этом важно не превышать суточную норму калорий. Иначе можно просто усугубить ситуацию. Помощи Божией.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте. Хотел узнать Ваше мнение по такому вопросу. Можно ли читать в храме во время службы акафист не канонизированному святому?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. В храме во время службы читать вообще ничего не рекомендуется, кроме тех молитв, которые звучат в это время на богослужении. Православные христиане приходят в храм именно для этого – для общей молитвы, и само слово «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело», к которому призывает нас Господь. Молитва в храме совершается соборно, то есть духовенством и всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Святые отцы говорили, что одно «Господи помилуй!», сказанное в храме, равно ста молитвам дома, потому как благодатная сила молитвы одного человека многократно усиливается в храме в церковном собрании молящихся. Каждое богослужение исполнено глубокого смысла, поэтому, пребывая на нём, старайтесь молиться вместе со священниками, с прихожанами - теми молитвами, которые звучат в храме.
Также в храмах совершаются отдельные службы - молебны святым с акафистами, можете посещать их и молится. А акафисты еще не канонизированным угодникам Божиим при желании можете читать дома.

Елена спрашивает:

Здравствуйте!
Пишу большую статью по храмам на территории города Троицка. Хотела бы уточнить их точное количество, как правильнее каждый из них называть и стоит ли считать строящиеся храмы за действующие.
По моим данным церквей насчитывается 7.
В моем списке: Свято-Троицкий Собор, Дмитриевская церковь, Александро-Невская церковь, Ильинская церковь, церковь Преображения Господня, храм преподобного Сергея Радонежского, храм святой великомученницы Екатерины.
Часовни Троеручница и Живоносный источник следует отнести к действующим церквям?
Строящийся храм святого равноапостольного великого князя Владимира следует отнести к их числу?
Прошу проверить, верны ли мои данные и, если я ошибаюсь, поправить меня.
Заранее благодарю за ответ.

Отвечает священник:

Добрый день, Елена. На этом сайте епархии в разделе "Храмы и монастыри" описана история всех храмов Троицкой епархии (в том числе и всех храмов г. Троицка), достаточно зайти туда и кликнуть на интересующий вас храм. Храм св. равноапостольного князя Владимира на Гончарке в г. Троицке - действующий, богослужения в нем совершаются регулярно с 2017 года.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте. Хотел услышать Ваше мнение на такой вопрос. Позволительно ли называть животных, братьями нашими меньшими

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. В православии непозволительно называть животных человеческими именами, которые есть в святцах, так как это – имена святых. А выражение «братья наши меньшие» по отношению к животным уже стало устоявшимся фразеологизмом, который говорит о гуманизме человека, о его ответственности за вверенное Богом существо, понимании, что человек должен защищать и помогать животным.
В житиях святых людей животные упоминаются очень часто. И сам Господь Иисус Христос родился в пещере – по сути, в хлеву, с домашними животными, и именно они первыми после Богородицы узрели Бога. Как известно, могилу св. Марии Египетской копал лев, многих мучеников-христиан язычники бросали в клетку со львами, и те не трогали их, чувствуя близость человека к Богу-Творцу. Животных даже изображают на иконах – например, льва на иконах св. Герасима Иорданского - согласно житию, святой спас его и преданный лев остался с ним до конца жизни, умерев на могиле святого, когда тот был похоронен. Святой Серафим Саровский нередко изображается на иконах с медведем – согласно житию, в лесу он кормил медведя с рук, к преподобному Серафиму приходили также лисы, белки, зайцы – всех накормит, ни к кому равнодушным не останется, на иконе св. Германа Аляскинского изображены горностаи, которых он так же привечал, по молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. И это лишь очень-очень малая часть историй о дружбе святых с животными.
Общение святых с животными – это общение на райском уровне. Как говорил св. Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». И святые на своем примере показывают, каким должно быть отношение христиан к животным.
Поэтому думается, что выражение «братья наши меньшие» (не младшие, а именно – меньшие, то есть низшие по развитию, нуждающиеся в нашей защите), вполне приемлемо. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» - поет Церковь, и мы часто видим это хваление на примере животных, на примере их любви, доброты, преданности человеку.

Анастасия спрашивает:

Здравствуйте, я причащалась, исповедовалась и старалась жить по-Божьему, и давала слово, что никогда не буду выходить замуж, и получу венец чистоты, но впоследствии впала в грех блуда не единожды, а теперь страдаю от этого, и невольно вспоминается истина: "пёс возвращается на свою блевотину, а вымытая свинья идёт валяться в грязи". Простит ли меня Господь,если я познав истину с самого начала, согрешила смертными грехами ?Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Анастасия. Вам нужно понимать, что давать любые обещания и клятвы Богу – грех. Когда человек что-то обещает, он впадает в грех гордыни, надеется на себя, на свои силы, и не исполняет свои слова, так как слаб перед искушениями. Непонятно, почему вы решили не выходить замуж, ведь семья – это Божье благословение, как и материнство. О каком венце чистоты вы говорите? Чиста на земле была только Пресвятая Богородица, потому и была избрана Богом для рождения Сына – Господа нашего Иисуса Христа. Чистота – она не только в физическом целомудрии, но прежде всего в чистоте души, помыслов, действий. Пока человек не очистит свой ум, душу от пустых или тем более блудных мыслей, от гордыни, зависти, раздражения, осуждения, своеволия, прекословия, лености (в том числе в молитве) и прочего злого, ни о какой чистоте нельзя вести речь. Монашество – это один из путей спасения, и все, вставшие на него и дав Богу обет безбрачия, понимают свою духовную немощь, прося помощи Божией в борьбе с грехами и посвящают служению Ему всю жизнь. Вам нужно не давать больше несбыточных обещаний, и как можно чаще приступать к Таинствам Исповеди и Причастия. Покайтесь во грехах и просите помощи Божией, чтобы Он дал вам сил больше их не совершать. Нет такого греха, за который бы Господь не простил, если покаяние будет искренним. Божия любовь к человеку и Его всепрощение - и есть главная истина, которую все мы постигаем всю жизнь.

Галина спрашивает:

Здравствуйте, батюшка. Объясните мне , пожалуйста,Евангелие от Луки гл.5 23 "... Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать : встань и ходи?"

Отвечает священник:

Галина, добрый день. Господь здесь показывает себя истинным Богом - ведь исцелить душу (простить грехи) намного труднее (это невозможно обычному человеку), чем исцелить тело. Смысл происходящего становится хорошо понятным, если не вырывать цитату из Библейского текста, как вы сделали в данном случае. Ведь если прочесть строки, предшествующие приведенной вами цитате и последующие (а еще лучше, всю главу), то станет ясно, почему Христос так ответил. Читаем этот фрагмент целиком: (Евангелие от Луки, гл. 5, 21-26): «Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря, кто тот, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои или встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, сказал расслабленному: тебе говорю, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял на чем лежал и пошел в дом свой, славя Бога».
То есть, исцеление тела находится в прямой зависимости от исцеления души. И это неразрывные вещи, ведь человек двусоставен, мы состоим из души и тела, и душа наша – важнее всего. Господь Иисус Христос удостоверяет, что, врачуя тела, Он исцеляет прежде всего души. И для нас, христиан, слова Спасителя, когда Он говорит, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи - великое утешение. Потому что все наши телесные, физические болезни, по слову святых отцов – от наших грехов. И все мы исцелять должны сначала свои души – покаянием, молитвой, искренней верой, и только тогда возможно исцеление тела.

Ксения спрашивает:

Добрый день! Хотим крестить дочь(3 года), но женщина которую выбрали крестной живет далеко и нет возможности приехать. Можно ли без ее присутствия крестить ребенка?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Ксения. Нет, крестить девочку в отсутствии крестной матери нельзя. Крестная мать является непосредственным участником Таинства Крещения – она дает за ребенка обеты верности Богу, отрекается от сатаны и злых дел его, молится, принимает ребенка от купели – то есть, делает все, что скажет священник. Поэтому человек, не присутствовавший на Таинстве Крещения, не может быть крестным родителем, и, естественно не будет записан в Свидетельство о крещении ребенка как крестный. Не забывайте, что крестный родитель несет перед Богом ответственность за воспитание ребенка в православной вере - в этом его главная обязанность.

Владимир спрашивает:

Допустимо ли православным совершать совместный молебен с католиками.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Церковные каноны запрещают молится с инославными.

леонид спрашивает:

Добрый день Батюшка !
Вопрос: был в церковной лавке, а я ношу маленький крестик и образок, служащая увидела и говорит-мужчина, что вы одели детский крестик, посмотрите какие у нас кресты для мужчин. Что, действительно мужчинам нужно носить большие кресты или можно какой удобнее?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Леонид. Носите крест, какой вам удобнее. Большой, маленький - разницы нет, главное, чтобы на православном христианине всегда был крест. Помощи Божией!

Анастасия спрашивает:

Здравствуйте, почему печаль является грехом, если радоваться нечему, в жизни скорби и страдания?Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Анастасия. Думается, лучшим ответом на ваш вопрос будет "Слово о печали века сего" из Пролога в поучениях на каждый день года.
Не следует предаваться безмерной печали
(Слово о печали века сего)
Когда кого из нас постигает тяжкое несчастие, то мы, обыкновенно, предаемся малодушию и унынию. А другие и еще хуже делают: от уныния переходят к отчаянию и погибают. Разумно ли это? Очевидно, нет. Если попал в яму, надобно стараться выбраться из нее, а не копать глубже; и если тонешь, все усилия нужно употребить, чтобы достигнуть берега, а не нарочно на дно погружаться. Кого посетит скорбь, тот прежде всего должен напомнить себе, что у всех нас есть общий Отец, над всеми нами – Бог всевидящиий и правосудный, от Которого не могут утаиться печали наши и Который всегда может и готов подать руку помощи в них. Зачем же Его оскорблять безнадежностью? Зачем Его оставлять и о Нем забывать? Этим делаем мы тяжкий грех».
«Нехорошо, говорится в слове о печали века сего, предаваться безмерной печали и изнемогать; но когда постигнет скорбь, нужно смириться пред Богом. Возверзи, сказано, на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Поэтому не скорби много, ибо скорбь многих погубила, и облегчения в ней не найдешь; и излишняя печаль кончается смертью, она же сокрушает сердце. Как моль точит одежду и червь – дерево, так и она точит его. Не будем же впадать в безнадежное уныние; но к Богу в слезах, с воздыханиями и молитвою обратимся и чрез это от Него помощь и избавление примем».
Скажем опять и мы от себя: не будем изнемогать в несчастьях, оставим малодушие и уныние, и исцеление от смертной тоски не будем искать в каких-нибудь нелепых, иногда суеверных средствах. Но когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то скорее в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей и совершенно избавит. Аминь.
Помощи Божией!

Виктория спрашивает:

Благословите, батюшка! У меня вопрос: собираюсь на Пасхальную службу, но, к сожалению, в этот день буду находится в "женской нечистоте". Службу пропустить никак не могу, да и не хочу. Как мне быть? Можно ли идти на службу в "женской нечистоте"? Стоять ли только в притворе храма или можно стоять в любом месте храма? Что делать когда священник будет окроплять всех святой водой, нужно ли отойти в сторонку, чтобы капли не попали на меня "нечистую"? Можно ли освящать куличи и яйца? Простите за глупый вопрос, но меня это тревожит.

Отвечает священник:

Бог благословит! В дни женской нечистоты вы можете посещать храм, стоять в любом месте храма, можете освящать куличи, и ничего страшного, что святая вода попадет на вас. В эти дни женщинам в храме запрещается только одно - прибегать к Таинству Святого Причащения. Помощи Божией, Виктория, встречайте Пасху Христову с чистой душой и радостью!

Владимир спрашивает:

Поклон.
Считается ли женщина нечистой во время месячных?

Отвечает священник:

Добрый вечер, Владимир! Да, считается. Во время этих дней женщине нельзя подходить к Таинству Святого Причащения, но в храме на молитве присутствовать можно.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте,ответьте можно ли на время поста заменить обычные утренние и вечерние правила,на чтение кафизм,очень охото псалмы почитать,на то и другое времени и сил не хватит.Спаси Господи!

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Утренние и вечерние правила обязательны для каждого православного христианина, независимо от времени года и праздников, и особенно в Великий пост. Этими молитвами мы просим Господа о благословении наступающего дня, а вечером благодарим за все милости. В Великий пост православный верующий обычно молится больше, чаще посещает богослужения, чаще прибегает к спасительным Таинствам – исповеди, причащения, соборования, а кто не соблюдал или сокращал утренние и вечерние молитвы в другие дни, в Великий пост обязательно старается исполнять их полностью.
Читать псалмы вы можете, но не в ущерб утренним и вечерним молитвам. Нежелание молится утром и вечером – это идет от духовной лености, с которой нужно бороться и исповедовать этот грех - и именно для этого нам дано время Великого поста.
Можете читать псалмы по одной кафизме или даже по одной славе в день - на сколько у вас хватит духовных сил. Побеседуйте об этом с священником, которому вы исповедуетесь и который знает ваше духовное устроение, испросите благословения и исполняйте его советы. Помощи Божией.

Владимир спрашивает:

Здравствуйте.У меня такой вопрос.Слышал разные мнения священников о том можно ли молиться частным образом про себя о некрещенных за литургией и можно ли ставить свечи за упокой на канун о некрещенных перед литургией?Хотелось бы услышать согласие отцов по этому вопросу,если таковое есть.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Да, мнения священников о том, можно ли ставить свечи за некрещенных, и молиться за них частным образом в храме - разные. Поступайте так, как вам скажет ваш духовник - священник, которому вы чаще исповедуетесь и который знает ваше духовное устроение. Главное одно - дома вы можете молиться о любом человеке, а в храме заказывать поминовение на службе можно только за членов Церкви – крещеных православных людей.
Если человек жив и не принял Таинство крещения, то в частной молитве нужно молиться за его вразумление - чтобы он пришел к Богу и крестился. А если такой человек сознательно не желает принимать крещение, не желает жить в Боге, то и смысла молитвы за него нет - он сделал свой выбор, и мы должны этот выбор принять, как и Господь, который дал свободу каждому человеку.
Свеча, поставленная в храме, это лишь жертва, которую вы приносите храму. Господу нужны не свечки, а наша жизнь с Ним. И усопшим в первую очередь нужны наши искренние молитвы, горение сердца – символом которых и является свеча. Жертву за усопших некрещеных можно и полезно приносить не в виде свечи, а в виде милостыни нуждающимся.
У святых отцов также можно найти разные мнения по поводу молитвы о некрещеных, основанные на их духовном опыте.
Известен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за некрещеного отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя». По примеру этой молитвы можно молиться частным образом за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.
Добавим, что милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать за души усопших неправославных. Святой этот - мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными.
Помощи Божией.

Анастасия спрашивает:

Здравствуйте, не могу простить обиду,как это сделать? И второй вопрос, после исповеди не чувствую облегчения и радости.Спасибо.

Отвечает священник:

- Здравствуйте, Анастасия. Обида – это в первую очередь удерживание в себе зла, память на злое. Поэтому и нужно как можно скорее избавляться от нее, чтобы не наносить вреда своей душе. Нужно постоянно обращаться к источнику добра – Богу, покаянием и любовью шаг за шагом искоренять в себе зло. Отдайте вашего обидчика в руки Божии, просите Его вразумления. Господь видит все, и сделает так, что в конце концов всем будет благо.
Не нужно придавать особого значения своим чувствам и эмоциям после исповеди. Самое важное – это осознание своих грехов, истинное раскаяние в них, а главный плод покаяния – наше примирение с Богом. Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль - тому дается печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Так что стремитесь к истинному покаянию, к тому, чтобы не повторять те грехи, в которых каялись на исповеди, и Господь даст вам именно то, что полезно для спасения.
Вспомните еще раз о покаянии апостола Петра, который предал Господа Иисуса Христа перед Его Крестной смертью (как повествует Евангелие, Петр трижды отрекся от Христа, когда пропел петух). И даже будучи прощеным Богом, апостол Петр никогда не мог сам себе простить это предательство. И предание гласит, что апостол Петр до своей смерти рыдал всякий раз, когда слышал пение петуха, и глаза его были всегда красными от слез.
Своими грехами мы вновь и вновь предаем Бога, и путь покаяния, исцеления от греха не всегда бывает легким и радостным. Но всем нам необходимо его пройти и пронести свой крест до ворот Царствия Небесного. Помощи Божией!

Екатерина спрашивает:

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, можно ли в Еткульском районе придти на индивидуальную исповедь, хочу впервые, когда много людей ,не могу решиться? В какую церковь можно обратиться с таким вопросом?

Отвечает :

Добрый день, Екатерина. В Еткульском районе немало храмов, вы можете прийти в любой из них, поговорить со священником и договориться об исповеди. Сейчас идет Великий пост - самое время для покаяния.
В Еткульском районе расположены: храм Богоявления (с. Еткуль), храм св. Архистратига Михаила (с.Коелга), храм Владимирской иконы Божией Матери (с. Селезян), храм св. Архистратига Михаила (с. Каратабан), храм св. Георгия Победоносца (с. Белоносово), храм Казанской иконы Божией Матери (с. Еманжелинка), храм св. Симеона Верхотурского (с. Белоусово), храм св. Харалампия (с. Соколово), храм Вознесения Господня (с. Таянды).

Анастасия спрашивает:

Здравствуйте, я готовилась ко причастию, и перед исповедью записала грехи на листочек, подойдя к батюшке, он прочитал про себя грехи и разорвал листочек, затем я причастилась.Теперь меня мучает вопрос принята ли Господом эта исповедь? Ведь там я совершила смертный грех, поэтому оч переживают.Спасибо.

Отвечает священник:

Добрый день, Анастасия. Милосердный Господь прощает все грехи, в которых человек искренне покаялся на исповеди, главное - больше не возвращаться к этому греху и не повторять его, просить в этом помощи Божией.

Наталья спрашивает:

Здравствуйте Батюшка. У меня проблемный сын. Ему 21 год. Он склонен к бомжеванию,воровству и вранью. Сегодня после очередного попадания его в полицию мне сказали, что под Троицком есть монастырь в котором принемают и не таких. Можете мне что то посоветовать. Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Наталья. В монастырь добровольно приходят верующие христиане, чтобы спасать свою душу молитвой и трудом, чтобы через это становиться ближе к Богу. Монастырь – это не социальный приют, где принимают подобных вашему сыну людей. Это в первую очередь место молитвы. Если ваш сын действительно хочет исправиться, он должен сначала прийти в храм, принести покаяние Богу - исповедаться, поговорить со священником и послушать его советов. В первую очередь, конечно, необходим духовный труд – желание отказаться от вредных привычек и просить в этом помощи у Господа. Как говорит Господь наш Иисус Христос: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». Время сейчас для молитв и покаяния самое благодатное – с 11 марта наступает Великий пост, когда воздержанием от еды, злых поступков, грехов, человек очищает душу и сердце, изменяется к лучшему. Но для этого, повторю, нужна личная воля человека, его вера, его первый шаг навстречу Богу.
Помогите сделать этот шаг своему сыну, молитесь за него - и дома, и обязательно в храме, просите Господа о защите и вразумлении, ведь из-за каких-то обстоятельств ваш сын стал, как вы пишите, «проблемным». Покайтесь, если в этом есть ваша вина, пусть даже косвенная. Молитва матери для детей очень важна, как говорят, она и со дна морского достанет. Помните, что без Бога для человека и на земле ад. Помощи вам от Господа.