Троицкая и Южноуральская епархия

Русская Православная Церковь (Московский патриархат)

Официальный сайт

По благословению епископа Троицкого и Южноуральского Григория

Вопросы священнику

Задайте свой вопрос

Галина спрашивает:

Здравствуйте, батюшка. Батюшка, могу ли я просить Господа о исповеди и причащении в последний день моей жизни. Не грех это? Или может быть это очень дерзко с моей стороны, т.к. мы знаем,что умереть в день причастия это прямой путь в Царствие небесное.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина. На каждом церковном богослужении мы просим Господа послать нам «христианской кончины живота мирной, непостыдной…», понимая, что должны заслужить ее своей земной жизнью. И конечно, большое благо перед отходом в мир иной исповедоваться и причаститься. Но откуда мы можем знать, что умереть в день причастия – это прямой путь в Царствие Небесное? О таком в Священном Писании не говориться. А говорится там о том, что достойными Царствия Небесного делает нас наша праведная земная жизнь, наши отношения с Богом, с ближними. Причастие абсолютно необходимо для спасения, но оно не гарантирует его автоматически.
Более того, апостол Павел (1-е послание Коринфянам, глава 11), пишет о том, что если кто ест и пьет (т.е. причащается - ест Тело Христово и пьет Кровь Его) недостойно, то причащается в осуждение себе. И далее: «От того многие из вас немощны, больны, и немало умирает». (1-е Коринфянам, 11:30). То есть, апостол предупреждает, что человек может заболеть или умереть после причастия, если недостойно подошел к Таинству Причащения. И это причастие будет ему в осуждение. Вот о чем должен помнить христианин, и всегда стараться жить по Заповедям Господним, чтобы быть готовым к последнему дню.
Ведь наша земная жизнь – это, по сути, и есть приготовление к смерти, которая может наступить в любой день, и поэтому всю жизнь по слову Христову мы должны помнить о Страшном Суде и готовится к нему. Что вы скажете на суде Христу? Что ждали последнего дня, чтобы исповедоваться и причаститься? А до этого как жили? Ответьте себе, и все станет понятно. По вашему получается, что лукавому человеку можно всю земную жизнь грешить, а перед смертью покаяться, причаститься и попасть в Царствие Небесное. Нет, Господь взирает на сердце человека, Он видит все, что в нем происходит, и воздает именно по этому сердцу.
Поэтому молиться Господу о даровании исповеди и причастии в последний день жизни вы можете, но не забывайте притекать к этим Таинствам в храме как можно чаще, и живите соответственно тому, чтобы стать достойной Царствия Небесного. Помощи Божией.

Галина спрашивает:

Добрый день! Подскажите как готовиться ко причастию в первую неделю после Рождества Христова (святки) нужно ли соблюдать пост и читать правило?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина! По уставу в Святки (с 7 по 18 января) пост отменяется. Но накануне Причастия (хотя бы за день) все-таки лучше воздержаться от вкушения мяса. Правило ко Причащению читать нужно, как и в любое другое время (исключение делается только на Светлой Пасхальной Седмице, когда правило заменяется чтением Пасхального канона). Помощи Божией!

Олеся спрашивает:

Здравствуйте! Хочу крестить сына. Есть крестная мама. Сама покреститься тоже хочу. Нужно ли платить и сколько?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Олеся. Вам нужно обратиться в ближайший к вам храм - подойдите в свечную лавку, где вам расскажут, что необходимо для Таинства Крещения, по каким дням оно совершается, ответят на все ваши вопросы, в том числе и о сумме пожертвования.
Добавим, что по правилам Церкви крестным родителем должен быть человек того же пола, что и крестник. То есть, мальчику обязательно нужен крестный отец. В Таинстве крещения могут участвовать двое крестных - мужского и женского пола, но если крещение проходит с одним крестным, то для мальчика им является мужчина, для девочки - женщина.

людмила спрашивает:

Здравствуйте!Моя очень близкая подруга тяжело больна.Мне бы очень хотелось ей помочь как то.Скажите могу ли я за нее молиться в храме ставить свечи о здравии?Дело в том что она не православная так как она татарочка и у них все другое.Она очень добрый отзывчивый человек,всегда всем готова помочь, разделит со всеми любое горе и поможет всем в любой трудной жизненной ситуации.

Отвечает священник:

Здравствуйте Людмила! Молится за свою подругу-мусульманку вы можете в частной молитве - дома, главное, чтобы ваша молитва была искренней. Бог видит сердце человека и всегда дает по вере. Молитесь своими словами, и свечу в храме тоже можете поставить – ведь свеча это не что иное, как символ вашей молитвы, ваша жертва храму. А вот заказывать церковные службы, записки о здравии можно только за крещеных людей, принадлежащих к православной Церкви.
За свою подругу вы можете подавать милостыню нуждающимся – так, как помогала людям она. И Господь, видя ваше милосердие, обязательно воздаст за него тому, кому вы хотите помочь.

Vladimir спрашивает:

Дорогии батюшки. Хотел узнать ваше мнение по такому вопросу. Уместно ли петь хором из мирян народную песню о Богородице во время причастия священником в алтаре.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. В храме что-либо делать мирянам возможно только с разрешения настоятеля и по его благословению. Тем более, когда речь идет о главном Таинстве Церкви - святом причащении. Поэтому желающим петь нужно подойти к настоятелю храма и поступить так, как он скажет.

Фотиния спрашивает:

Здравствуйте!Помогите пожалуйста!Мой сын попал в тюрьму,у него есть девушка,но родители ей запрещают с ним встречи,мама девушки поставила условие или он или она.Девушка очень послушная,плачет и просит о помощи,а не знаю чем помочь.Посоветуйте пожалуйста как быть.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Фотиния. Вы должны понимать, что родители девушки желают ей только блага, и их советы для нее также могут быть помощью. Смотреть на это надо не с позиции сиюминутных человеческих эмоций, а с точки зрения Вечности - так, как на это смотрит Господь, попуская нам испытания за грехи.
Послушание – это замечательная добродетель, и вам не нужно вставать между девушкой и ее родителями, осуждать их. Думается, что и вы заботились о сыне, пытались удержать его от плохого, но вот где-то не удалось. Надеемся, что он осознал свои проступки и принес покаяние в грехах. Скажите девушке, пусть она просит помощи у Бога, пусть полностью доверится Ему в этой ситуации. Пусть чаще ходит в храм, прибегает к спасительным Таинствам исповеди и причащения, поговорит со священником, прислушается к его советам. Пусть она молится и за своих родителей, и за вашего сына. Ничего не происходит без воли Божией в жизни человеческой, и эти выпавшие испытания всем нужно пройти, всем нужно извлечь свой урок. Сейчас идет Рождественский пост – самое время очиститься от всех грехов, страстей, задуматься о будущей жизни – не только земной.
Всем вам нужно со спокойствием принять сложившуюся ситуацию. Объясните сыну, почему девушка не может приходить к нему на встречи. Если она ему дорога, то он, выйдя из тюрьмы, постарается полностью исправить свою жизнь и сделать все для того, чтобы заслужить доверие родителей девушки. Ваш сын должен понимать, что очень многое будет зависеть именно от него. И сейчас ему тоже ни в коем случае нельзя противоставлять девушку к ее родителям, настраивать ее против них. Только мир может принести добрые плоды. Все рассудит время. Помощи Божией.

галина спрашивает:

Здравствуйте, батюшка.У меня вот такие вопросы, иногда на иконах изображено несколько, даже сотни святых. Как правильно начать молитву, точнее, как правильно обращаться к этим святым изначально ? И еще, слышала,что когда подаешь милостыню, надо сказать " Во Славу Господа ". а если подал без всяких мыслей, просто потому ,что надо подавать или жалко человека из-за каких то обстоятельств. Это, конечно, не грех,но получается, что на небе это не видно ? Спасибо

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина! На иконах, где изображено много святых, обычно указано, кто эти святые угодники. Так к ним и обращайтесь. Если это икона Всех святых – то принято молиться «Все святые, молите Бога о мне!», если это святые Оптинские старцы, то «святые Оптинские старцы, молите Бога о мне», и так далее. На иконах, где изображено от 3 до десяти святых, обычно указаны их имена, по которым вы можете к ним обращаться.
Не обязательно что-то говорить, когда подаете милостыню. Главное – чтобы ваша жертва Богу (через человека) была искренней и шла от всего сердца. Господь видит все, и в первую очередь – наши души, сердца, и мысли. От Него никогда ничего не скроется. Помощи Божией.

Андрей спрашивает:

Добрый день.
Меня интересует, идёт ли восстановление храма в с. Мордвиновка Увельского района? Есть ли у храма расчетный счет и кто является настоятелем? Когда появится карточка храма на сайте епархии? Всего вам доброго, и храни Вас Бог!

Отвечает Информационный отдел Троицкой епархии:

Здравствуйте, Андрей. Да, восстановление храма в с. Мордвиновке постепенно идет, активные восстановительные работы планируется начать весной, после таяния снега. Уже больше года в с. Мордвиновка совершаются регулярные богослужения (Божественные литургии) - в приспособленном помещении недалеко от старого разрушенного храма. Молитва в этом святом месте идет, слава Богу! Настоятелем храма св. Архангела Михаила в с. Мордвиновка является иеромонах Тихон (Гетт), он также настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Кичигино Увельского района. Все вопросы по расчетному счету храма можете задать ему. На сайте епархии опубликованы карточки храмов, в которых уже освящен престол или была совершена Литургия - то есть, со времени начала богослужебной жизни. Дай Бог, что скоро это будет и в храме села Мордвиновка. Благодарим вас за неравнодушие к этому храму!

Анна спрашивает:

Здравствуйте! Приобрела дом, в котором умерла бабушка ( прежний владелец). Соседи пугают рассказами о призраке. Вопрос. Стоит ли осветить дом, как и кто это должен делать? Платно и ТД. Или это все людские страхи и предрассудки? Заранее спасибо за ответ))

Отвечает священник:

Здравствуйте, Анна. Если вы хотите совершить чин освящения дома, вам следует прийти в храм и поговорить со священником. В храме вам скажут и о том, что требуется для освящения.Чин освящения дома проводится только священником. Нужно также понимать, что освящение дома – это не магический обряд, мол, покропил святой водой и вся нечисть ушла. Это не так. Главное, что нужно для доброго результата - это очищение своей души от грехов, борьба со злом в себе. Верующему человеку, который регулярно исповедуется, причащается – никакие бесы не страшны, потому что он всегда с Богом, Господь его защищает, и страхов у верующего человека нет. А там, где нет веры, и где живет грех и страсти человеческие – освящение не поможет.
Существование бесов – это не предрассудки. Действовать нечистые духи могут по-разному, но цель у них всегда одна – погубить человека. Откройте Библию, там очень хорошо написано, как бесы во все времена вредили человеку, и они будут продолжать это делать до Второго пришествия Христова, причем всё с большей силой. В Новом Завете описано не одно чудо изгнания Господом Иисусом Христом бесов из человека – и это тоже доказательство, что все на свете повинуется Богу, в том числе и бесы, и только Бог является удерживающей силой для зла, которое так сильно распространилось на нашей земле. Самостоятельно человеку бороться с нечистыми духами трудно, иногда бывает даже невозможно, но с помощью Божией человек может все.
В конце чина освящения дома священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостивого, соблюдающего и сохраняющего от всякого зла и наставляющего к деланию всех добродетелей и к исполнению святых Христовых заповедей». Чего и вам желаем!

Анна спрашивает:

Здравствуйте! Я к Вам вот с каким вопросом . У нас в ВУЗ сейчас идёт религиоведение. Преподаватель утверждает, что соборование- это таинство, которое совершается исключительно над тяжело больными и умирающими . Но ведь это таинство , в котором отпускаются неосознанные и забытые грехи , в которых человек ненамеренно не покаялся на исповеди . Помогите мне пожалуйста. Что является верным. В каких литературных источниках есть на это указания ?

Отвечает Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:

Здравствуйте, Анна. Таинство соборования (Елеосвящения) установлено апостолами – учениками Господа Иисуса Христа именно для больных людей.
Главный источник, где вы найдете указание на это – Священное Писание (Новый Завет и Апостольские послания). В послании апостола Иакова (глава 5, 14-15) говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господня. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». И следующая строчка говорит нам о необходимости покаяния: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». Согласно апостолу Иакову, человек, нуждающийся в соборовании – тяжкобольной, который сам не может прийти в храм, и с верой призывает священников (пресвитеров) к себе домой, чтобы по их молитвам получить врачующую благодать Божию.
То есть, соборование – это Таинство, совершаемое ради исцеления, и предназначено главным образом для больных людей. Для умирающих Таинство Соборования также применяется, главное, чтобы человек при этом был в сознании.
В последние годы во многих храмах утвердилась традиция общего соборования в Великий пост. Здоровые люди могут не принимать участие в этом Таинстве. Главное для них – участвовать в Таинствах покаяния (исповеди) и причащения. Соборование их не заменяет. Не нужно забывать, что Господь прежде исцеляет душу, а затем тело. Недаром святые отцы говорят, что все наши болезни от грехов – так оно и есть. Лекарство же от греха во все времена было одно - покаяние.
Что касается того, что в Таинстве соборования отпускаются забытые грехи, то никакого подтверждения этому в Священном Писании нет, как и в молитвах, читаемых на соборовании, ничего не говорится о «забытых» грехах. Это частное мнение священников, весьма распространенное в Церкви. К сожалению, для маловоцерковленных людей такое мнение часто придает Таинству соборования иной смысл, и собороваться они идут, ставя на первый план автоматическое избавление от грехов – или «забытых», или тех, в которых не решаются признаться на исповеди, или, как вы пишите, «неосознанных». Но так не бывает. В Таинстве соборования прощаются не какие-то отдельные, а все грехи, если человек в них искренно раскаялся на исповеди. И тогда, по воле Божией, возможно исцеление - духовное и телесное. Поэтому верующие считают обязательным исповедаться до соборования (или после). Священник, читающий разрешительную молитву на исповеди, произносит: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», именно от всех, а не только от тех, что были конкретно исповеданы, при этом полностью полагаясь на то, что Господь видит сердце кающегося, видит, что человек забыл или сознательно скрыл, и даст ему по Своей воле. А неосознанные грехи могут быть отпущены только после их осознания и раскаяния в них на исповеди. Господь нас постоянно призывает к видению своих грехов, бесчисленных, как песок морской - в том числе и через Свое Слово, и через богослужения, и через Таинства, совершаемые в Церкви.

Наталья спрашивает:

Можно задать вопрос архиерею?

Отвечает Информационный отдел Троицкой епархии:

Здравствуйте, Наталья. Конечно можно. Есть разные варианты: можете написать свой вопрос в эту рубрику, можете позвонить в епархиальное управление - тел. приемной епископа Троицкого и Южноуральского Григория с кодом г. Троицка - 8 (35163) 2-08-75, или можете подойти к владыке по окончании богослужения (расписание архиерейских служб публикуется на главной странице сайта в разделе Анонсы). Помощи Божией!

Владимир спрашивает:

Здравствуйте батюшка. Скажите свое мнение на такой вопрос. Святые отцы запретили земные поклоны и преклонение колен в воскресные и праздничные дни . Меня смущает то, что батюшка в воскресный день перед началом молитвы, призывает приклонить колена. Но ведь это будет грех. И какое высказывание Святых отцов о земных поклонах келейно. С уважением Владимир.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Владимир. Взывание к Богу - молитва и преклонение колен по своей сути не может быть грехом. Да, в воскресные и праздничные дни по Уставу земные поклоны в храмах не положены. Но если у человека есть душевный порыв встать перед Богом на колени – с благодарностью или с покаянием – не нужно его подавлять. Часто те, кто приходят на исповедь, встают на колени перед крестом и Евангелием, и священник относится к этому с пониманием. Еще св. Иоанн Кронштадтский писал, что независимо от дня совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением. Это относится к священнослужителям, которые в алтаре перед Престолом всегда встают на колени, независимо от дня недели, но и прихожане, видя, часто повторяют это за ними, особенно на архиерейских службах, когда Царские врата открыты. А перед Чашей все, находящиеся в храме, обычно делают земной поклон - даже те, кто не причащается. «О преклонении колен в церкви есть написано в Уставе; в субботу, в воскресенье и во всю Пятидесятницу не велено преклонять колен, кроме Причащения Святых Таин, когда к ним подходят, - пишет св. Макарий Оптинский. - За непреклонение колен ты не дашь ответа, а когда не смиряешься и не имеешь любви, взыщется».
Поэтому советую ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе принято делать поклоны в особо важные моменты Литургии, осуждать эту традицию не нужно. Поступайте как считаете правильным, не творите земные поклоны в воскресные и праздничные дни, но и отнеситесь с любовью Христовой к тем, кто их совершает, не укоряя и не впадая в грех осуждения.
Земные поклоны келейно можно творить в любое время и любой день недели. У святых отцов много высказываний на эту тему. Почитайте творения св. Феофана Затворника. Вот, в частности, его небольшие цитаты: «Числа поклонов лучше не определять, и времени. Молитесь, кладя поклоны, пока сердце требует, и не перечьте ему, ибо враг будет подходить, толкуя: будет, уже много молился», «Поклоны неотложно должны быть при Иисусовой молитве, и чем больше, тем лучше. Если ты один в келье, то почаще становись на поклоны и твори их сколько хочешь с молитвою Иисусовой. Утром и вечером побольше их клади»,.
«Господь повергался на колени во время молитвы своей: и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцев, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление. Пред начатием вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов: от них тело несколько утомится и согреется, а сердцу сообщится чувство благочестивой печали; тем и другим приготовится чтение правила усердное и внимательное», - писал св. Игнатий Брянчанинов.
Св. Иосиф Оптинский отвечал так: «Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? – То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение».

София спрашивает:

Здравствуйте! С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Мою пробабушку звали Анисия. Она была крещена и отпета по смерти. К сожалению, я не знаю каким именем она крещена и можно ли подавать записки с именем Анисия. Есть ли данное имя в Православных именах? Есть ли святая с таким именем?

Отвечает священник:

Добрый день, София. И вас с праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Да, имя Анисия есть в православных святцах, и вы обязательно подавайте записки об упокоении вашей прабабушки Анисии. В русском варианте это имя еще известно как Анисья. Святая мученица Анисия Солунская жила в Греции в 3-м веке в царствование императора Максимилиана. В житии святой говорится, что после смерти родителей, воспитавших ее в духе христианского благочестия, святая Анисия раздала имущество нищим и вела строгую жизнь в посте и молитве. Во время гонения на христиан безбожный император Максимилиан издал указ, по которому любой человек мог безнаказанно убить христианина. И вот однажды, когда Анисия шла в храм на молитву, ее остановил воин-язычник и потребовал идти на языческий праздник солнца. Святая Анисия отказалась, исповедовав веру в Господа Иисуса Христа. Тогда воин пронзил святую мученицу мечом. Собравшиеся над ее телом долго плакали и роптали на жестокого императора, издавшего столь бесчеловечный указ. Христиане похоронили мученицу близ городских ворот, над ее могилой был воздвигнут молитвенный дом. Вот в честь такой замечательной святой была названа ваша прабабушка. Помощи Божией!

Елена спрашивает:

Здравствуйте, Батюшка! Очень неловко о таком спрашивать, но всё же...
Назначили венчание на определенную дату, гостей пригласили, держим пост. Но проблема вот в чём - по непонятным причинам дни "женского очищения" сильно сдвинулись и теперь могут начаться как раз ко дню венчания - а в день венчания и причастие совершать будем. Что же теперь делать? Страшно и стыдно представить, как, в случае, если мои опасения не напрасны, объяснить гостям (хотя будут близкие, но всё же - мужчины среди них) ситуацию.
Действительно ли такой строгий запрет на участие в таинствах для женщин в такой период или же есть какие-то исключения? Ведь происходит это помимо нашей воли, мы страдаем от этого и сами...а тут и подсчеты не помогли - организм сам распорядился, когда этому быть.
Как поступить?
Отменить, перенести венчание?

Отвечает священник:

Здравствуйте, Елена. Приступать к Таинствам Церкви, особенно Таинству Причащения, в дни женской нечистоты недопустимо. Это грех. Страшно и стыдно будет не гостям объяснять (здесь-то как раз ничего страшного нет), а перед Богом стоять. Вы сами ответили на свой вопрос, Елена – да, нужно перенести день венчания. В храме с этим никаких проблем не возникнет, когда вы объясните ситуацию. А гостям просто скажите, что, к сожалению, в этот день вам нельзя участвовать в Таинствах Церкви, и назовите другую дату. Помощи вам Божией.

людмила спрашивает:

Добрый день!Подскажите пожалуйста, почему в храмах в покровскую родительскую субботу 13.10.2018 не служат литургию и панихиду? Или я неправильно понимаю значение этого дня?Спасибо за ответ.

Отвечает священник:

Добрый день, Людмила. В Церковном календаре нет такого праздника – Покровская родительская суббота. Родительские субботы, в которые обязательно служатся панихиды, это Мясопустная (суббота, предшествующая Неделе о Страшном суде перед Великим постом), Троицкая (суббота накануне праздника Святой Троицы), Дмитриевская (она будет отмечаться 3 ноября, во многих храмах уже сейчас принимают записки об упокоении усопших на Литургию и на Панихиду в этот день), и в Великом посту три Родительские субботы - вторая, третья, четвертая от начала поста.
13 октября, как и в любую другую субботу, в храмах совершаются Божественные литургии, а вечером будет совершено Всенощное бдение на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Панихида после Литургии в субботу тоже может быть отслужена – на усмотрение настоятеля храма.
Да, в народе существует традиция перед праздником Покрова поминать усопших, посещать кладбища, молиться в храмах за упокой. И вы также можете в этот день прийти в храм, помолиться за своих усопших сродников, подать записки на Литургию. Кроме того, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Троицка в ночь с 12-е на 13-е октября будет совершено особое заупокойное богослужение - Парастас. Начало его 12 октября в 23.00.

Андрей спрашивает:

Ваше Преосвященство!
Наблюдал картину благословения после Литургии священником своих прихожан крестом в левой руке. Есть ли в данном действии нарушение или нет?

Отвечает Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:

Здравствуйте, Андрей. После Литургии допустимо подавать крест на целование левой рукой. Священник крестится и благословляет правой рукой, крест при этом может находиться в левой. Нередко при благословении Крестом правая рука бывает занята – в ней может быть кропило, служебник, или рука просто устала от множества прихожан, подходящих ко кресту и священник переложил крест в левую. Принимайте благословение с духовной радостью и благодарностью Господу, и мир душевный всегда будет с вами.

Ольга спрашивает:

Добрый день! После смерти бабушки в доме осталось много икон. Можно ли их отдать в церковь или раздать людям и не будет ли это грехом?

Отвечает священник:

Добрый день, Ольга. Лучше прийти в храм, в котором отпевали вашу бабушку, или где она была прихожанкой, поговорить со священником, и если иконы там будут нужны - отдать их в храм, если нет - раздать людям на добрую молитвенную память о бабушке. И сами обязательно молитесь за нее, как она молилась перед этими иконами за вас при своей жизни.

Галина спрашивает:

Добрый день.
1.Можно ли подавать записку о поминании за упокой человека, если при рождении был крещен в православном храме, но в 50 лет крестился в протестантской вере (адвентист седьмого дня) и с этой верой умер. А в записке писать, как заблудший.
2.Можно ли подавать записку о поминании за упокой человека, который не знал крещеный он был, или нет.Прожил 70 лет, в церковь не ходил.
3.Как понять вот такие строки" сохрани тебя Бог от того, чтобы пожалеть вещественного твоего достояния в жертву Богу или Богоматери или святым и таким образом предпочесть вещество духу".
Простите ,что столько вопросов сразу, но для меня очень важно узнать ответы. Спасибо.

Отвечает священник:

Здравствуйте, Галина.
1.Человек сотворен Богом свободным. И если он добровольно ушел из православной церкви, совершил грех повторного крещения и не раскаялся в нём на земле – то на это была личная воля этого человека. Он сделал свой выбор. И за свои поступки лично будет отвечать перед Христом. Мы не имеем права насиловать волю человека, даже после его смерти, поэтому в храме записки за него подавать не нужно. О заблудших мы молимся при их жизни, надеясь, что Господь вразумит их, наставит на истинный путь, что они придут к Богу и принесут покаяние, потому что после смерти сделать это будет уже невозможно.
Протестанты наверное по-своему молятся за его упокоение.
А для вас лучшим выходом из этой ситуации будет ваша личная домашняя молитва о покойном, совершение в его память добрых дел, приношение милостыни.
2. Тут тоже вопрос воли усопшего – нужно ли было ему крещение (если он не сподобился это узнать при жизни), нужно ли ему церковное погребение и церковная молитва за него. Могло быть и так, что человек даже если крещен, то не нуждался во Христе и отвергал Бога всей своей жизнью. Поэтому тоже подавать за него записки нет никакой необходимости. Молитесь за таких людей дома, творите милостыню за спасение их душ.
3. Галина, вы не до конца дописали эту фразу св. праведного Иоанна Кронштадтского. Её окончание в принципе всё и объясняет: «смотри, чтобы достояние твое не было тебе в погибель». То есть, не нужно жалеть приносить в жертву Богу материальные (вещественные) блага, так как Он воздаст духовными благами неизмеримо больше, а если будешь жалеть свои материальные блага, можешь лишиться вечной жизни и погибнуть навсегда. Не забывайте, что духовное превыше всего материального (дух превыше вещества). «Ибо видимое временно, а невидимое вечно», - говорит нам Священное Писание. Как пишет св. Иоанн Кронштадтский, «ты должен твердо верить, что вместо тленных (материальных) благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными, вместо временных – вечными, и должен считать блага духовные, например, свет духовный, прощение грехов, дар веры живой, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, бесконечно выше вещественных даров». Будьте милосердными, и воздастся вам.
Помощи Божией.

Татьяна спрашивает:

У меня очень давно назревший вопрос-не знаю в вашей ли компетенции это, мы ,жители села Подовинное всю жизнь ждем постройки хотя бы молельного дома, но воз и ныне там ,собирали деньги -вроде сдвинулось дело,где-то заказан проект, но опять тишина ,а ведь в район ездить очень неудобно - транспорт ходит очень редко,а некоторым и невозможно .по состоянию здоровья.

Отвечает Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:

Здравствуйте, Татьяна. Со всеми вопросами вам нужно обращаться к протоиерею Александру Савосину – настоятелю храма св. прп. Серафима Саровского в с. Октябрьском. Он ответственен за духовное окормление вашего села и постройки там храма. Очень надеемся, что все трудности будут преодолены - а без помощи жителей села в этом добром деле не обойтись, и небольшой храм в с. Подовинном появится.

Елена спрашивает:

Здравствуйте! Я уже много лет хожу в один и тот же храм - храм Свято-Казанского женского монастыря. Родители мои там венчались, я крестила там обеих своих крестниц. Но теперь, когда пришла туда со своим супругом (меньше месяца назад оформили юридический брак) просить обвенчать нас, узнала, что теперь там не венчают - мол, это же монастырь, не положено. Скажите, но как же так, если считается, что нужно идти совершать главные таинства в ближайший храм, в тот, куда душа лежит? И в чем грех венчания, ведь оно - одно из Святых Таинств, чем же оно не угодно храму? Что же теперь делать? Или меня ввели в заблуждение?

Отвечает Митрополит Челябинский и Миасский Григорий:

Здравствуйте, Елена. По многовековому монашескому устроению Таинство венчания в монастырях не совершается – ради блага живущих в обители, посвятивших свою жизнь Богу и отказавшихся от брака и семейной жизни. Монастырь – особое место, место монашеского служения Богу, монахи дают обет безбрачия, и Таинство венчания, как и всё, что с ним сопряжено, может быть соблазном. Главные Таинства, необходимые для спасения каждого человека, в монастырском храме совершаются ежедневно – покаяния и святого причащения. Необходимо притекать к ним как можно чаще. Совершить Таинство венчания вы можете в любом храме г. Троицка, кроме Свято-Казанского женского монастыря.